Развивающиеся процессы информатизации общества, компьютеризации деятельности государственных учреждений, школ, вузов, фирм и предприятий, системы здравоохранения и других институтов, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, изменили требования людей к сфере библиотечного обслуживания. Библиотеки в настоящее время выступают как проводники информации в мире независимо от её носителя – традиционного бумажного или электронного. Постепенно информатизация проникает во все библиотечные технологические цепочки. Это закономерно приводит к смещению акцентов практически во всех традиционных процессах: от системы комплектования до методики обслуживания читателей. Информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой.
На сегодняшний день самыми распространёнными информационно-коммуникационными технологиями, используемыми в повседневной практике библиотек, являются - предоставление электронных услуг населению, ведение электронного каталога; создание электронных презентаций для сопровождения мероприятий и книжных выставок; предоставление информации на сайт; использование интернет-ресурсов; изготовление собственных электронных информационных продуктов.
В настоящее время как федеральные и региональные библиотеки, так и муниципальные активно вовлечены в процесс построения в России информационного общества. В частности, библиотеки входят в число учреждений, которые должны предоставлять гражданам и организациям государственные и муниципальные услуги в электронном виде.
Под электронной услугой подразумевается услуга заявительного характера, где инициатором является гражданин, а вся необходимая информация предоставляется ему в электронной форме, через Интернет.
В электронной форме в сфере библиотечной деятельности и в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210 –ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» будут предоставляться 2 услуги: «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных» и «Предоставление доступа к оцифрованным изданиям, хранящимся в библиотеках, в том числе к фонду редких книг, с учётом соблюдения требований законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах».
Для получения данных муниципальных услуг в электронном виде заявитель формирует поисковый запрос:
1) на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru);
2) на Портале государственных услуг (функций) Оренбургской области;
3) на Интернет-сайтах государственных и муниципальных библиотек;
5) в базе данных, доступной в локальной сети муниципальной библиотеки:
ЦМБ - сайт http://mbuk-cmb.ucoz.ru/ ;
- историко – краеведческий сайт «Шиханский край» (Бугурусланский район) http://shihan-krai.ucoz.ru/.
Ст-Узелинская с/б - http://uselibibl.ucoz.ru/.
ЦРДБ страничка в соцсетях «В контакте»: http://vk.com/public 104928279
Подробную информацию о данных услугах можно получить при непосредственном обращении в центральную районную библиотеку, по телефону8(35352)3-75-58, по электронной почте МБУК «ЦМБ» (buguruslantzrbs@yandex.ru) и на сайте МКУК «ЦМБ» (сайт http://mbuk cmb.ucoz.ru/).
Центральная районная библиотека начала формировать свой электронный каталог с 2004 года. На сегодняшний день в электронном каталоге содержится 8756 биб. Изданий.
В 2014 году центральная межпоселенческая библиотека вступила в корпоративный проект «ИРБИС», который направлен на создание условий для предоставления государственных услуг в электронном виде населению. Главным информационным продуктом корпорации является Сводный каталог библиотек Бугурусланского района и базы данных полнотекстовых документов (фонд оцифрованных изданий).
Интеграционный модуль (Web servis ИРБИС) ведомственной системы и регионального портала государственных услуг обеспечивает доступ к следующим сервисам:
- Выбор территории поиска
- Поиск библиографической информации
- Поиск электронной копии документа
- Получение перечня библиографической информации
- Получение информации о месте хранения электронной копии документа
- Получение доступа к электронной копии документа.
Занимаясь наполнением сайта, сотрудники центральной библиотеки стремятся сделать его интересным и содержательным, привлекательным и удобным в использовании, пытаются удержать внимание своих посетителей и заставить их вернуться сюда ещё и ещё раз. Происходит постоянный процесс совершенствования, поэтому библиотекари с радостью принимают отзывы, предложения, конструктивные замечания всех пользователей.
Интерес к созданию собственных электронных краеведческих ресурсов обусловлен задачами, стоящими перед библиотекой: обеспечение доступности краеведческих документов и их сохранности.
Главным требованием к процессу сканирования редких ценных
граждан.
В центральной межпоселенческой библиотеке также любой гражданин может получить бесплатный доступ к нормативно-правовой, социальной информации, к системе портала Госуслуг, к информационным ресурсам сети Интернет, воспользоваться услугами электронной почты, работать с документами в электронном виде, получить бесплатную консультацию в области компьютерной грамотности.
Расширяется спектр информационных услуг и продуктов, предлагаемых библиотеками МБУК «ЦМБ» населению. В помощь традиционному библиотечно-библиографическому обслуживанию, то есть выдаче документов и библиографических сведений о них, пришли новые формы передачи информации, которые способны заменить первоисточники и сократить время пользователя, затрачиваемое на поиск необходимых сведений. Электронные технологии позволяют осуществить комплексный подход к решению информационных задач. В результате чего потребитель может получить полный комплект разнообразных информационных материалов, включая ресурсы открытых информационных систем, по интересующему его вопросу.
|